ФЕР 81-02-27-2001
ФГИС ЦС

ФЕР 81-02-27-2001

Приложение № 27
к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

от 26 декабря 2019 г. № 876/пр

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЕДИНИЧНЫЕ РАСЦЕНКИ

 НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

ФЕР 81-02-27-2001

Сборник 27. Автомобильные дороги

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.27. Федеральные единичные расценки разработаны в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года. ФЕР сборника 27 «Автомобильные дороги» предназначены для определения затрат на выполнение работ по сооружению автомобильных дорог.

1.27.1. В настоящих ФЕР предусмотрены работы по сооружению новых и реконструкции существующих автомобильных дорог общего пользования, лесовозных дорог, временных автомобильных дорог, а также дорожных работ на площадках промышленных предприятий, на городских проездах и площадках, за исключением расценок табл. 27-03-010, 27-03-001, 27-03-004, 27-03-008, которыми следует пользоваться во всех случаях, кроме ремонтных работ на городских проездах. В этом случае необходимо применять ФЕРр сборника 68 «Благоустройство». Затраты на перемощение мостовой и разборку тротуаров следует также определять по ФЕРр сборника 68 «Благоустройство».

1.27.2. Затраты на посадку снегозащитных полос, декоративных деревьев и кустарников следует определять по ФЕР сборника 47 «Озеленение, защитные лесонасаждения».

1.27.3. Затраты на расчистку полосы отвода от леса, кустарника и завалов, переустройство подземных и надземных коммуникаций, укрепление откосов земляного полотна, строительство мостов и труб при возведении временных дорог следует определять дополнительно по соответствующим ФЕР.

1.27.4. Затраты на доставку грунта для отсыпки земляного полотна временных дорог следует определять по ценам услуг на перевозку грузов для строительства.

1.27.5. Затраты по устройству уширения земляного полотна для прохода автомашин определяются дополнительно по ФЕР сборника 1 «Земляные работы» в объеме, предусмотренном проектом.

1.27.6. В случае, когда проектными решениями предусматривается толщина конструктивных слоев, отличная от учтенных в расценках, расход следует корректировать пропорционально толщине слоя.

1.27.7. Расценками учтены затраты по уходу за дорожным покрытием в процессе его формирования.

1.27.8. Доставка к месту работ битума, битумной эмульсии расценками не учтена, в связи с чем при доставке 100 т битума и битумной эмульсии следует добавлять автогудронаторы вместимостью 3500 л 2,3 маш.-ч на каждый километр доставки.

1.27.9. Доставка воды учтена расценками на среднее расстояние до 5 км, кроме расценок 27-06-017-01 и 27-07-002-01. При расстоянии более 5 км на каждый километр доставки 100 м3 воды следует добавлять к расценкам поливомоечных машин 1,6 маш.-ч.

1.27.10. В случаях, когда проектом организации строительства предусмотрено применение автобетоносмесителей, время их эксплуатации следует учитывать дополнительно в объеме, равном времени работы ведущей машины, выполняющей бетонные работы.

1.27.11. ФЕР сборника 27 (за исключением особо оговоренных случаев) предусмотрено перемещение материалов (подноска, подкатка) в пределах рабочего места на расстояние до 10 м.

Расценками 27-09-001-09 и 27-09-001-10 учтены затраты на перемещение материалов на расстояние до 30 м в пределах рабочего места.

Расценками учтены затраты, связанные с внутрипостроечной транспортировкой материальных ресурсов на среднее расстояние до 1 км, кроме инертных материалов, которые транспортируются на расстояние до 50 м.

1.27.12. ФЕР сборника 27 предусмотрено производство работ при наличии не более 8 люков (колодцев) подземных коммуникаций на 1000 м2 дороги. При большем числе люков применять коэффициенты, приведенные в приложении 27.3.

1.27.13. При применении дегтей вместо битума расход увеличивать на 20 %.

1.27.14. Затраты при устройстве двухслойных оснований и покрытий из грунтов, укрепляемых органическими вяжущими материалами при применении автогрейдеров следует определять по расценке 27-01-001-02 для каждого слоя отдельно.

1.27.15. При устройстве оснований и покрытий из грунтов, укрепляемых золами уноса, известью, гранулированными шлаками и золошлаковыми смесями, следует пользоваться расценками табл. 27-01-003 с заменой цемента на вышеперечисленные материалы в объеме, предусмотренном проектом.

1.27.16. В расценках табл. 27-03-002, 27-03-003 при использовании минеральных материалов существующей дорожной одежды в объеме:

а) до 30 % принимать расход новой смеси при толщине слоя 8 см – 70 м3; толщиной двух слоев 16 см – 140 м3; при изменении толщины слоя ± 1 см – 9 м3;

б) до 50 % принимать расход новой смеси при толщине слоя 8 см – 50 м3, толщиной двух слоев 16 см – 100 м3, при изменении толщины слоя ± 1 см – 6 м3;

в) до 75 %, принимать расход новой смеси при толщине слоя 8 см – 25 м3, толщиной двух слоев 16 см – 50 м3, при изменении толщины слоя ± 1 см – 3 м3.

1.27.17. Затраты на устройство противозаиливающих прослоек из дренирующих грунтов при устройстве щебеночных и гравийных оснований следует определять по табл. 27-04-001.

1.27.18. Затраты на устройство оснований и покрытий из гравийной смеси с добавлением щебня, а также щебеночно-песчаных следует определять по расценкам табл. 27-04-003, расход материалов принимать по проекту.

1.27.19. Затраты на устройство щебеночных оснований или покрытий из кислого шлака следует определять по расценкам табл. 27-04-005 и 27-04-013 с заменой расхода каменного щебня шлаковым щебнем соответствующих фракций, принимаемых по проекту.

1.27.20. При устройстве оснований и покрытий затраты на выполнение дополнительных работ, предусмотренных проектной документацией, определяются по расценкам табл. с 27-06-026 по 27-06-028. Затраты по введению добавок в виде водных растворов в расценках табл. 27-01-001, 27-01-003 учтены.

1.27.21. При устройстве мостовых из булыжного и колотого камня по готовому основанию при изменении толщины слоя на каждый проход катка сверх трех в расценке 27-05-001-02 добавлять: затраты для катков дорожных самоходных 13 т – 0,45 маш.-ч.

1.27.22. При устройстве брусчатых мостовых с заполнением швов битумной мастикой, приготовленной с минеральным порошком, к расценке 27-05-002-01 добавлять: битум 0,4 т, порошок минеральный 3,15 т, исключать песок 3,5 т.

1.27.23. Расценками табл. 27-06-018, 27-06-024, 27-03-002, 27-06-019, 27-06-020 поверхностная обработка при устройстве покрытий не учтена. В случае необходимости затраты на поверхностную обработку следует определять дополнительно по табл. 27-06-022.

1.27.24. Затраты на разогревание битума следует определять по расценке 27-10-001-06 (кроме таблиц, в которых предусмотрены котлы битумные).

1.27.25. При устройстве оснований и покрытий из щебеночных материалов:

а) при использовании основания для движения транспорта до завершения работ к расценкам табл. с 27-04-005 по 27-04-007 следует добавлять затраты по табл. 27-04-008;

б) при толщине нижнего слоя основания более 18 см его устройство определяется по расценкам 27-04-005-03, 27-04-006-03, 27-04-007-03 в два слоя с изменением толщины ±1 см для каждого слоя отдельно;

в) при необходимости розлива битума в процессе укатки щебеночного основания и покрытия расход битума принимать по проекту;

г) в расценках табл. 27-04-009 предусмотрен щебень из низкопрочных каменных материалов;

д) при толщине нижнего слоя покрытия более 18 см его устройство определяется по расценкам 27-04-012-03, 27-04-013-03, 27-04-014-03 в два слоя с изменением толщины ±1 см для каждого слоя отдельно.

1.27.26. Расценками табл. 27-03-011 и 27-03-012 на фрезерование асфальтобетонного покрытия предусмотрена разная ширина барабана фрезы. Применение фрез с определенной шириной барабана определяется проектной организацией в зависимости от количества смотровых колодцев различного назначения, находящихся на ремонтируемой части дорожного покрытия.

Транспортировка асфальтобетонного лома определяется в сметных расчетах (сметах) дополнительно, при этом учитывается, что погрузка лома в автосамосвалы учтена расценками табл. 27-03-011 и 27-03-012.

1.27.27. При устройстве оснований из укатываемого цементобетона низких марок следует пользоваться расценками 27-06-016-09, 27-06-016-10.

При устройстве оснований из дорожного бетона низких марок (тощего) толщиной слоя свыше 20 см последний устраивается в два слоя и определяется по расценкам 27-06-016-09, 27-06-016-10 в два слоя (для каждого слоя отдельно). При толщине слоя, отличающегося от приведенного в расценках, расход дорожного бетона низких марок (тощего) следует принимать пропорционально толщине слоя.

1.27.28. В расценках с 27-06-016-01 по 27-06-016-08, с 27-06-002-01 по 27-06-002-16 предусмотрено устройство оснований и покрытий шириной 7,5 м. При устройстве их двумя полосами по 3,5–4 м к расценкам добавлять затраты по табл. 27-06-004.

В расценках с 27-06-016-01 по 27-06-016-10, с 27-06-002-01 по 27-06-002-16 предусмотрен уход за цементобетонным основанием или покрытием с применением пленкообразующих материалов, а при уходе за цементобетонным основанием или покрытием засыпкой песком с поливкой водой из указанных расценок следует исключать пленкообразующие материалы и машины по нанесению пленкообразующих материалов, и добавлять затраты по табл. 27-06-005.

1.27.29. В расценках 27-06-017-01, 27-06-002-17 предусмотрен уход за основанием или покрытием способом засыпки песком с поливкой водой.

1.27.30. Затраты на нарезку швов в цементобетонном основании или покрытии следует определять по табл. 27-06-007 в объеме, предусмотренном проектом. Устройство однослойных покрытий, армированных металлической сеткой, определяется по расценкам с 27-06-002-09 по 27-06-002-16, а установка металлической сетки в покрытие – по расценкам табл. 27-06-009.

1.27.31. В расценках табл. 27-06-017 учтены затраты по устройству выравнивающего слоя по основанию из песка, в случаях применения другого материала изоляционного слоя расход корректировать следующим образом:

а) при устройстве изоляционного слоя из бумаги двухслойной, пропитанной битумом, – 100 м2, битум жидкий – 0,02 т;

б) при устройстве изоляционного слоя из черного песка: песок черный – 33 м3.

1.27.32. Устройство однослойных покрытий средствами малой механизации, определяется по расценкам 27-06-002-17, 27-06-002-18, что должно быть обосновано проектом.

1.27.33. При поверхностной обработке органическими вяжущими материалами с применением битумной эмульсии в расценках табл. 27-06-023 фракции щебня мытого следует принимать по проекту.

1.27.34. Основания, устраиваемые из черного щебня с использованием двух расклинивающихся фракций щебня, определяется по расценке 27-06-018-01.

1.27.35. При определении затрат на устройство покрытий толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей с применением расценок табл. 27-06-029 ÷ 27-06-032 расход асфальтобетонной смеси, в случае отсутствия проектных данных, следует принимать по пп. 1÷14 приложения 27.1

При применении высокоплотной асфальтобетонной смеси укладку определять по расценкам 27-06-020-01, 27-06-020-02, 27-06-021-01, 27-06-021-02, состав смеси подбирать индивидуально. Расход асфальтобетонной смеси принимать по п.15 приложения 27.1.

При применении щебёночно-мастичных асфальтобетонных смесей укладку определять по расценкам 27-06-020-01, 27-06-021-01, 27-06-029-01, 27-06-030-01, 27-06-031-01, 27-06-031-02, 27-06-032-01, 27-06-032-02, состав смеси подбирать индивидуально. Расход асфальтобетонной смеси принимать по п.16 приложения 27.1.

1.27.36. При укладке асфальтобетонных смесей во влажный и холодный периоды года при просушке оснований на 1000 м2 покрытия следует добавлять затраты для разогревателей асфальтобетона, маш.-ч: при щебеночных или гравийных основаниях – 12,5, при бетонных основаниях – 9,4, при булыжных мостовых – 6,3. Необходимость прогревания должна быть обоснована проектом.

1.27.37. При устройстве покрытия из асфальтобетонных смесей не учтены работы по розливу вяжущих материалов.

При необходимости эти затраты следует определять по табл. 27-06-026, а расход принимать по проекту.

Расценками табл. 27-06-020 и 27-06-021 следует пользоваться при толщине слоя до 7 см. При толщине слоя более 7 см его устройство необходимо определять в два слоя (для каждого слоя отдельно) по табл. 27-06-020 с корректировкой по табл. 27-06-021.

1.27.38. Расценками 27-06-010-02, 27-06-010-03 не предусмотрены швы расширения при устройстве покрытия на основаниях из цементобетона низких марок (тощего) или каменных материалов и грунтов, укрепленных неорганическими вяжущими 1 класса прочности. При устройстве покрытия, определяемого по расценкам 27-06-010-02, 27-06-010-03 на других основаниях и температуре воздуха во время бетонирования менее +10°С, необходимо устраивать швы расширения и добавлять ресурсы по табл. 27-06-011. Нарезку швов в затвердевшем бетоне принимать по табл. 27-06-007 в объеме, предусмотренном проектом.

1.27.39. Расценками табл. 27-07-004 не предусмотрено антисептирование древесины, при необходимости указанные затраты следует учитывать дополнительно согласно проектной документации.

1.27.40. В расценках табл. 27-08-001 предусмотрено устройство укрепительных полос по готовому основанию, устраиваемому одновременно с основанием дорожной одежды.

1.27.41. Расценкой табл. 27-09-006 предусмотрено устройство средств технического регулирования движения автотранспорта при переключении движения с одной полосы на другую. Эти затраты следует учитывать в главу 1 «Подготовка территории строительства» сводного сметного расчета стоимости строительства. Затраты по амортизации блоков и импульсных стрелок учитывать дополнительно, исходя из времени аренды блоков.

Затраты по заполнению блоков водой следует учитывать дополнительно на основании проектной документации.

Затраты на мытье блоков учтены в накладных расходах и дополнительному включению в сметные расчеты не подлежат.

1.27.42. Расценками табл. с 27-09-009 по 27-09-012 работа автовышки не учтена. При необходимости учитывать дополнительно согласно проекту.

При установке дорожных знаков на присыпных бермах дороги необходимо дополнительно учитывать устройство присыпных берм по проектным данным.

1.27.43. В расценках табл. с 27-10-001 по 27-10-004 приведены ориентировочные составы приготовления смесей, при привязке к местным условиям строительства состав смесей корректировать согласно данным проекта.

1.27.44. Затраты на разработку, прогрохотку и измельчение грунтов в расценках табл. 27-10-007 не учтены.

1.27.45. Затраты на транспортировку асфальтогранулобетонной смеси к месту производства работ расценками табл. 27-06-041 не учтены.

1.27.46. В расценках табл. 27-06-033 расход сжиженного газа, используемого для разогрева асфальтобетона следует учитывать дополнительно.

1.27.47. В расценках с 27-11-012-01 по 27-11-012-08 учтен расход грунта в уплотненном состоянии.

1.27.48. Расценками с 27-11-012-01 по 27-11-012-03 предусмотрено выполнение работ по укладке грунтовых модулей для сооружения проездов, дорог, насыпных площадок. При установке грунтовых модулей на откосах к затратам труда и эксплуатации строительных машин следует применять коэффициент 1,1.

1.27.49. Расценкой 27-06-053-01 учтены затраты по замене ударных башмаков и заправке водой машины для разрушения цементобетонного покрытия.

1.27.50. Расценкой 27-09-033-01 учтены затраты по замене резцов, настройке оптимального рабочего положения, контролю и наладке параметров фрезерования установки для нарезки шумовых полос.

1.27.51. Расценками 27-07-009-01 и 27-07-009-02 предусмотрено устройство водоотводных лотков из композиционных полимерных материалов для отвода воды с поверхности общественных пространств и крыш зданий.

Затраты на подготовку оснований и устройство обмуровки указанными расценками не учтены и, при необходимости, учитываются дополнительно.

1.27.52. Расценками 27-07-009-01 и 27-07-009-02 учтен расход водоотводных лотков из композиционных полимерных материалов 104,5 м на 100 м устройства, из расчета длины одного устраиваемого лотка до 6 м. Если проектом предусмотрено устройство лотков длиной более 6 м, расход лотка следует принимать по проектным данным без изменения затрат труда рабочих и времени эксплуатации машин.

1.27.53. Расценками 27-04-001-05, 27-04-001-06 предусмотрено выполнение работ с коэффициентом уплотнения 1,3.

1.27.54. Расценками 27-04-001-05, 27-04-001-06 не учтены затраты на подготовку основания (планировка и прикатка земляного полотна, устройство песчаной подсыпки с уплотнением, раскладка рулонного геоматериала и др.), которые следует определять дополнительно по соответствующим ФЕР согласно проекту.

1.27.55. Расценки табл. 27-02-021 учитывают весь комплекс работ, включая раскатывание рулонов геотекстиля с разметкой и нарезкой на полотнища, размотку и раскладку полиэтиленовой дренажной трубы, выверку уложенного трубопровода.

Затраты по устройству траншей и котлованов под дренажные системы, а также работы по устройству колодцев следует определять дополнительно по соответствующим ФЕР.

1.27.56. В расценках табл. 27-02-021 затраты труда рабочих-строителей и время эксплуатации машин определены с усреднением по видам грунтов и крутизны откосов. Расход материальных ресурсов необходимо принимать по проекту.

1.27.57. Расценка 27-06-015-04 на устранение колейности литыми эмульсионно-минеральными смесями разработана на измеритель – 1000 м полосы движения автомобильной дороги (две колеи).

1.27.58. Расценкой 27-06-015-04 доставка литой эмульсионно-минеральной смеси от приобъектного склада к месту производства работ не учтена. При доставке 100 т литой эмульсионно-минеральной смеси к времени эксплуатации смесителя-укладчика следует добавлять 0,39 маш.-ч на каждый километр доставки.

1.27.59. В расценке 27-06-015-04 на устранение колейности литыми эмульсионно-минеральными смесями средняя глубина колеи принята равной 10 мм, ширина нанесения покрытия не менее двух метров (две колеи).

1.27.60. Расценкой 27-06-015-04 не учтены затраты на фрезерование асфальтового покрытия на заданную глубину, герметизацию трещин и швов в покрытии дороги, с использованием соответствующих ремонтных материалов, ямочный ремонт покрытия при устранении колейности литыми эмульсионно-минеральными смесями, которые следует определять дополнительно по соответствующим ФЕР согласно проекту.

1.27.61. В расценке 27-08-001-16 предусмотрено уплотнение щебня с пределом прочности на сжатие св. 100 МПа (1000 кгс/см2) за 35 проходов, в том числе:

- катком массой до 8 тонн за 10 проходов по одному следу;

- катком массой 13 тонн за 25 проходов по одному следу.

В том случае, когда при пробной укатке определено иное количество проходов по одному следу, следует корректировать расценку с учетом времени прохода катка по одному следу – 0,4 маш.-ч на 1000 м2.

1.27.62. В расценке 27-09-001-11 предусмотрено устройство рабочего участка дорожного ограждения в двустороннем исполнении на автомобильной дороге с асфальтобетонным покрытием.

При устройстве дорожного тросового ограждения рабочего участка в земляном полотне следует применять коэффициенты согласно приложению 27.3.

1.27.63. В расценках табл. 27-09-014 предусмотрена установка дорожных знаков на растяжке без учета затрат на установку растяжки и опорных конструкций. Затраты на установку растяжки и опорных конструкций следует учитывать дополнительно по соответствующим ФЕР.

Расценкой 27-09-014-01 предусмотрена установка знаков II типоразмера, расценкой 27-09-014-02 – установка знаков III типоразмера.

1.27.64. В расценке 27-09-015-01 учтены затраты на демонтаж знаков со стойки при осевом креплении хомутами I и II типоразмеров.

При демонтаже дорожных знаков с растяжки или рамы дорожного знака следует применять коэффициенты согласно приложению 27.3.

В расценке 27-09-015-01 затраты на демонтаж стоек (растяжки, рамы дорожного знака) не учтены.

1.27.65. Расценкой 27-09-037-01 затраты по снятию асфальтобетонного покрытия не учтены, данные затраты следует определять дополнительно по соответствующим ФЕР.

1.27.66. Расценкой 27-09-037-01 затраты на бетонирование основания светофорной колонки не учтены, данные затраты следует определять дополнительно по соответствующим ФЕР.

1.27.67. При применении расценок табл. 27-10-008 следует учитывать, что данные о расходе окола камня даны справочно и не подлежат включению в сметные затраты на выполнение работ по приготовлению камня.

II. ИСЧИСЛЕНИЕ ОБЪЕМОВ РАБОТ

2.27. Исчисление объемов работ при использовании расценок сборника 27 «Автомобильные дороги».

2.27.1. Объем работ по устройству подстилающих и выравнивающих слоев из песка, гравия или других материалов определяется по проектным профилям в уплотненном состоянии.

2.27.2. Объем работ по устройству дорожных покрытий и оснований определяется по площади каждого конструктивного слоя. Площадь покрытия из лесоматериалов следует определять между гранями колесоотбойных брусьев.

2.27.3. Объем железобетонных конструкций дорожных покрытий из сборных плит следует принимать по проектным данным.

Применение и оборачиваемость сборных железобетонных плит в конструкциях дорожных одежд временных автомобильных дорог должны быть обоснованы в проекте организации строительства.

2.27.4. Объем дренирующего грунта, способ и расстояние его транспортировки принимается по проектным данным.

2.27.5. Необходимость применения профилировщиков для устройства оснований под цементобетонные покрытия обосновывается проектом организации строительства объекта.

2.27.6. Объем строительного мусора и материалов, полученных от разборки, определяется на основании проектной документации.

2.27.7. Длину дренажных воронок под обочинами следует определять по ширине обочины (табл. 27-02-003).

2.27.8. При определении площади мощения (табл. 27-05-002) следует учитывать всю площадь, включая площадь, занимаемую элементами для сбора воды.

2.27.9. При определении затрат на строительство автомобильных дорог с применением расценок табл. 27-01-002, 27-01-004, 27-03-002, 27-04-001, 27-04-003, 27-05-001, 27-06-025, 27-12-003, 27-12-008 расход материалов, в случае отсутствия проектных данных, следует принимать по приложению 27.2.